Фотоархив

     1970 год.

     Название: Судно на подводный крыльях «Метеор»;

     Автор: неизвестен.

   

    В Усть-Ишиме все суда на подводных крыльях обычно называли «ракетами». Кроме, собственно, «Ракет» в эту категорию попадали и пришедшие им на смену «Восходы». Не так долго, в конце 60-ых — нач. 70-ых гг. в Усть-Ишим ходили даже «Метеоры». О чем, как раз, свидетельствует это фото. Этот гигант был комфортабельней и гораздо вместительней своих собратьев. Теплоход длинной более 34, а шириной 9,5 метров приводился в движение двумя дизельными двигателями по 1000 л.с. каждый. Судно развивало скорость до 77 км/ч и брало на борт 123 пассажира.

    В конце концов «Метеоры» сняли с линии Омск — Усть-Ишим. Говорят, на Иртыше им было «тесновато».

 

spkСудно на подводных крыльях «Метеор». Усть-Ишим 1970 год.

 

      Дата: кон. 50-ых гг.

      Место съемки: пос. Аксеново

     Автор:неизвестен

 

    На фото учащиеся Аксеновской школы на уроке профессионального обучения осматривают паровоз Кп-4. Такие миниатюрные паровозы предназначенные для работы на «узкой колее» в послевоенные годы поставляла в СССР Польша (на это намекает буковка «п» в его названии). В то время как раз создавался Аксеновский леспромхоз и несколько таких локомотивов попали в наш район.

 

parovozАксеновские школьники осматривают паровоз Кп-4

 

 

Дата: июнь 2006 г.

Автор: неизвестен.

Это старое покосившееся здание, стоявшее на пересечении улиц Победы (Береговая) и Островского (Банная), уже лет десять как снесено, а когда-то в нем находился любимый магазин всех местных мальчишек в народе называвшийся просто «Охотничий». Где еще в советское время можно было закупиться рыболовными крючками, поплавками, взять блесну на щуку поуловистей или даже приобрести предел детских мечтаний — бамбуковую удочку? Только здесь!

 

parovozМагазин общества охотников и рыболовов

 

 

     1984 год

     Название: районный Дом культуры (с. Усть-Ишим ул. Советская)

     Автор: неизвестен

    В 1928 году в Усть-Ишиме появился свой Дом культуры. Именно в этом году по воспоминаниям старожилов, было возведено это здание по улице Советской. Наше село лишь незадолго до этого стало районным центром и новое здание районного Дома культуры стало в нем первой крупной стройкой советского времени. Большой зрительный зал со сценой, просторное фойе и киноаппаратная (до 50-ых гг. ДК выполнял еще и роль кинотеатра) — все это выгодно отличало новое здание от маленького и ветхого старого клуба стоявшего через дорогу. Да, для того времени в этом здании было все, что необходимо культработнику молодого пролетарского государства

    Но годы шли, здание претерпело несколько ремонтов, менявших его внешний облик и в конце концов обветшало и было закрыто. Сейчас в нем находится складское помещение хозяйственной организации, обслуживающей учреждения культуры района.

 

14Районный Дом культуры. Усть-Ишим, ул. Советская. Фото 1984 год.

 

    Дата: июнь 2006 г.

    Автор: неизвестен.

    Фото Усть-Ишимской пристани сделанное с восточного направления.

    Еще цела причальная стенка и большой портальный кран «Ganz» на ней, под стрелой которого видна вышка радиомачты. А вот крытого дебаркадера уже нет. Вместо него стоит приспособленная для посадки-высадки пассажиров открытая баржа.

 

 

parovozВид на Усть-Ишимскую пристань с востока. Фото 2006 г.

 

 

      Дата: 1987 г.

      Место съемки: с. Усть-Ишим, ул. Горького

     Автор:неизвестен

 

    Полноценное почтовое отделение появилось в Усть-Ишиме только в 1916 году, а до этого его функции выполняло волостное правление. Старожилы еще должны помнить здание старой почты стоявшее на улице Советской там где в нее упирается улица имени Горького. Сейчас этого здания уже нет. Иртыш подточил берег под ним и его остатки обвалились в реку. Однако, задолго до этого почта перхала в новое просторное здание по улице Горького в котором она и находится по сей день.

    Фото сделано в 1987 г., но с тех пор здание мало изменилось. Разве что исчезли аккуратные деревянные заборчики да сняли советскую наглядную агитацию. Ах да, еще добавился монструозный пандус для инвалидов. Но это уже гримасы современности. От них никуда не деться.

 

parovozЗдание Усть-Ишимского почтового отделения. Фото 1987 года.

 

 

     1970-ые гг.

     Название: РБТ-376 открывает навигацию

     Автор: неизвестен

    В советское время именно Иртыш был главной транспортной магистралью района. По нему завозилась большая часть товаров и материалов, необходимых населению. По нему же отправлялось из района главное его богатство — лес. Ну а начиналась навигация обычно с того, что в затоне на реке Ишим корабли высвобождали из ледового плена. В 60-70 гг. прошлого века этим занимался небольшой РБТ-376. «РБТ» расшифровывается как «рейдовый буксирный теплоход». Этот маленький трудяга был не так прост, как кажется. Он обладал защитой корпуса (ледовые подкрепления) и мог форсировать лед толщиной до 40 см. Именно он много лет подряд будил от зимней спячки зимовавшие в Усть-Ишиме большие суда, разбивая вокруг них хрупкий весенний лед. Большая навигация начиналась с одного крохотного кораблика.

 

14РБТ-376 разбивает лед в затоне на реке Ишим. Фото 70-ых гг.

 

     1974 год.

     Название: Магазин "Стекляшка" на улице Горького.

     Автор: неизвестен

    В 1973 году в в «Огнях Иртыша» в разделе «Коротко» была опубликована крохотная заметка:

    «Наконец-то в Усть-Ишиме появился магазин из железобетона и стекла. Построен он хозяйственным способом, под руководством мастера Д. Ф. Самсонова. Затрачено на него 126 тысяч рублей.»

    На самом деле магазин был не один: в южном крыле здания размещался Гастроном, в северном — культтовары, а по центру находился огромный, по усть-ишимским меркам, универмаг. Светлые, словно состоящие из одних только витрин, и просторные, они выгодно отличались от старых магазинов нашего села, зачастую представлявшие из себя тесные и темные деревянные «избушки». Изнутри же стены и поддерживающие потолок колонны были сплошь украшены мозаикой из разноцветного стекла. Для жителей Усть-Ишима, где только несколько лет назад стали появляться первые здания из бетона, такое строение было в диковинку. За свой внешний вид оно стразу же получило в народе прозвище «Стекляшка». И хотя это здание давно уже по частям распродано частникам и вид его сильно изменился, но в речи устьишимцев нет-нет да промелькнет что-то вроде: «Схожу в Стекляшку...» или «Купил в Стекляшке...»

 

14Вид на магазин с юго-запада. Фото 1974 года.

 

    Вид на Иртыш от поселка Романовского Тарского уезда Тобольской губернии.

    Дата: лето 1911 года.

    Место съемки: переселенческий поселок Романовский (д. Романово).

    Автор: В. Юрасов.

    Так выглядели окрестности исчезнувшей деревни Романово в нач. ХХ в. Деревня была основана как переселенческий поселок в 1896 году. Расположена она была в живописном месте на коренном берегу Иртыша. Не смотря на то, что деревни уже 35 лет как не существует, эту местность по прежнему продолжают называть Романовской горой.

    (Фото из фондов Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника)

 

14Вид на Иртыш от поселка Романовского Тарского уезда Тобольской губернии.

 

    Дата: 70 - нач. 80-ых гг. ХХ в.

    Место съемки: с. Усть-Ишим, ул. Школьная.

    Автор: неизветен.

    Это здание, расположенное по улице Школьной, большинство устьишимцев знает под именем «старое КБО». И уже иало кто помнит, что к КБО это строение досталось в наследство от совсем другой организации.

    В 40-50 гг. прошлого века на пересечении улиц Школьная и Береговая (Победы) располагался Усть-Ишимский промкомбинат. Занимался он в основном производством мебели. До сих пор кое где в домах еще можно встретить столы, стулья, комоды и платяные шкафы усть-ишимского производства. После присоединения к промкомбинату находившейся неподалеку артели имени Калинина, он стал оказывать населению услуги по пошиву одежды и изготовлению обуви, в том числе валенок.

    В 1967 году был образован Усть-Ишимксий комбинат бытового обслуживания, и все имущество промкомбината, в том числе и это здание, было передано в новую организацию. В помещениях разместился фотосалон, парикмахерская, швейный цех и цех по ремонту и пошиву обуви. Даже После постройки нового здания КБО многие услуги населению продолжали оказывать в старом.

    В 90-ые гг. в нем ненадолго разместилось общежитие для учащихся профессионального училища. Теперь же это жилой дом.

 

14Здание Усть-Ишимского комбината бытового обслуживания

 

    УКМ-2330/1 (Альбом)

    Фото "Красноярское городище" (вид с запада)

    Дата: 9 октября 1965 года

    Автор: В.А. Фатеев

    Краснояркое городище, или Красноярский археологический комплекс (КрАК) — самый большой и, наверное, самый известный археологический памятник Усть-Ишимского района. Он расположен на мысу, образованном речкой Иста с одной стороны и поймой Иртыша с другой. Люди стали селиться на нем еще в каменном веке, а на последнем этапе существования городища здесь размешалась ставка правителей Ишимского ханства — татарский городок Кызыл-Тура.

    Эти фото сделаны во время похода усть-ишимских школьников по маршруту Усть-Ишим — Кунгаса. Руководитель похода Валерий Андреевич Фатеев, будучи не только туристом, но и краеведом, естественно, не смог пройти мимо такого знакового исторического места, не сфотографировав его. Благодаря этому мы можем видеть, как выглядел этот мыс до начала раскопок. Да и сама местность с тех пор пор претерпела большие изменения: пойма Исты сильно заросла, и городище с этой стороны больше не просматривается.

  

14

 

krak65 2

    Дата: сентябрь 1966 года

    Автор: Фатеев В.А.

    Окрестности паромной переправы через Иртыш — одно из самых красивых мест в нашем районе. Наверное, мало найдется устьишимцев, которые не пытались хоть раз их сфотографировать. Так что фотографий Никольских гор сохранилось немало. Конкретно это фото сделано с парома Валерием Андреевичем Фатеевым в сентябре 1966 года. Под горой видны дома поселка Гортоп, который в те времена еще и не думал исчезать.

 

14Вид на Никольские горы с паромной переправы. Фото 1966 года.

 

Дата: август 2006 г.

Автор: Голубев А.С.

 

На тот момент, когда было сделано это фото, населенный пункт уже почти 40 лет как был покинут жителями. Но пока поля возле Казанки использовались под посевы и покосы, в этом доме во время полевых работ жили колхозники их Большой Бичи. Но шли годы, деревянные мосты через речки пришли в негодность, и попасть в Казанку на транспорте, тем более на тяжелом тракторе, стало невозможно. Поля забросили, и они заросли. А в доме лишь изредка останавливались охотники из окрестных деревень.

Сам дом, видимо, был построен в первые годы существования этого населенного пункта, называвшегося тогда переселенческий поселок Услон. Просторный и добротно построенный, он еще нес на себе остатки украшавшей его когда-то деревянной резьбы. Жаль, но через несколько лет после фото дом сгорел.

 

14Бывшвая дервня Казанка. Последний сохранившийся дом. Август 2006 года.

 

    Дата: май 2002 г.

    Автор: Голубев А.С.

 

    Эта небольшая речка по весне сильно разливается в Иртышской пойме, но уже к концу лета превращается в небольшой ручеек. Впадает она в Иртыш в 4-ех км вниз по течению от Аксеново, а начало берет из Итказмзинского болота восточнее поселка. Название Иткамза также носила деревня, расположенная на высоком увале к северу от болота. Но она разъехалась еще в начале 60-ых гг. прошлого века, оставив после себя только зарастающие лесом поляны.

 

14Вид на речку Иткамза в окрестностях поселка Аксеново. 2002 год.

 

    Дата: 1967 г.

    Автор: Фатеев В.А.

 

    Это деревянное здание, расположенное в центре Усть-Ишима, на улице Горького, старожилы все еще и иногда называют «чайная». Построено оно было в 1951году, и в нем долгое время размещался усть-ишимский «общепит». За день в чайной питалось по 200 и более человек. Также работал буфет в котором продавались кондитерские изделия, напитки из лесных ягод и травяные чаи.

    В 1985 году столовая переехала в новое, специально оборудованное здание, а по старому адресу осталась работать бригада кондитеров. «Кулинария», как теперь стали называть это здание, проработала до 1995 года, когда, как и многие другие предприятия в нашем районе, была вынуждена закрыться. Помещения стали сдавать в аренду частникам, а затем здание и вовсе продали.

 

14Усть-Ишимская чайная. 1967 год.

 

    Дата: 1980-ые гг.

    Автор: неизвестен.

    Магазин «Продовольственные товары», он же «Первый», он же «Новый», был построен в Усть-Ишиме в 60-ые гг. Просторный и с большими окнами, дающими много света, он выгодно отличался от прежних усть-ишимских магазинов, зачастую напоминавших темные и тесные избушки.

    В номенклатуре Усть-Ишимского РТП (рознично-торгового предприятия) этот магазин получил порядковый номер 1. Отсюда и его название в народе - «Первый». Однако сразу после постройки за ним закрепилось и еще одно название - «Новый». Даже в начале 90-ых многие устьишимцы продолжали называть этот магазин «Новым», несмотря на его солидный возраст.

    За свою жизнь здание сменило несколько хозяев, но по прежнему служит розничной торговле.

14Магазин «Продовольственные товары». Фото 80-ых гг.

 

    Дата: 1965 г.

    Автор: Тютюков П.Д.

    Поселок Кайтым, стоявший далеко в тайге на одноименной речке, был лесопунктом Аксеновского лепромхоза. Сообщение с Аксеново проходило в основном по узкоколейной железной дороге. По ней только доставляли заготовленный лес на нижний склад, но и перевозили пассажиров.

    С нач. 70-ых гг. леспромхоз стал отказываться от использования УЖД в пользу автовывозок. Содержать целый поселок в тайге стало накладно, и в 1975 году последних жителей Кайтыма вывезли в Аксеново.

14Станция Кайтым 1965 год.

 

    Дата: 1965 г.

    Сейчас уже вряд ли можно установить точный год постройки этого здания, но улица Школьная, на которой оно стояло, появилась в Усть-Ишиме в 30-ых гг. прошлого века. Да, гостиница «Иртыш» не была фешенебельным отелем, однако в сравнении с заезжим двором на улице Пролетарской это был большой шаг вперед.

    Проработала она до 1985 года, когда была введена в эксплуатацию новая гостиница на улице Горького. После этого в нем какое-то время размещались различные учреждения. Но по мере обветшания строения оно было заброшено и сгорело в августе 2008 года.

14Гостиница "Иртыш" 1965 год.

 

    Дата: 1965 г.

    Автор: Тютюков П.Д.

    По Малой Биче и ее притокам с конца 40-ых по начало 90-ых гг. прошлого века заготавливал древесину Аксеновский леспромхоз. Узкоколейная железная дорога из поселка Аксеново протянулась на север до Малой Бичи, а затем вдоль нее на восток до самых верховьев, местами выпуская ветки-усы на правый берег. Это фото сделано в 11-ом квартале в районе устья речки Ингала. Сейчас в эти места уже практически не добраться. Лишь редкие охотники посещают их, да и то навряд ли. Малая Бича здесь совсем неширокая. Глядя на нее, и не скажешь, что общая длинна этой реки - 150 километров, а площадь ее водосбора более тысячи квадратных километров.

    Раньше среднее и нижнее течение Малой Бичи было хорошо освоено человеком. Здесь располагались поселки и деревни, носящие названия притоков, на которых они стояли: Азы, Кайтым, Карсук, Крутая, Кунгаса. Все они давно покинуты жителями. До наших дней дожила лишь деревня Екатериновка, стоящая на притоке Малой Бичи - речке Карюшке.

14Верховья реки Малая Бича. Аксеновский ЛПХ. Кавартал №11. 1965 год.

 

    Дата: 1980 гг.

    Автор: неизвестен.

    Пассажирские теплоходы проекта Р-83 «Заря» более 30 лет трудились в Усть-Ишимском районе, обеспечивая связь между населенными пунктами, расположенными на Иртыше. В отличии от своих скоростных собратьев «Ракет» и «Восходов» требующих специально оборудованного причала, «Заря» была способна причалить к любому более-менее пологому берегу, буквально «выползая» на него. Это позволяло обслуживать даже небольшие деревни, где никогда не ставили дебаркадеров.

    В нашем районе «Зорьки» сменили в качестве водного общественного транспорта ходившие по Иртышу речные трамвайчики типа «Москвич». Более быстрые и комфортабельные, с просторным салоном и удобными креслами, новые теплоходы завоевали любовь и признание устьишимцев. Но шли годы. Менялись требования. «Зарю» стали упрекать в неэкономичности и неэкологичности двигателя. Наконец, в 2013 году уже давно исчерпавшие свой ресурс «Зори» заменили на пассажирские катера «КС-110».

14Теплоход «Заря» на рейде Усть-Ишима. Фото 80-ых гг.

 

    Дата: 1965 гг.

    Автор: Тютюков П.Д.

    По усть-ишимским узкоколейкам ходили не только паровозы и мотовозы. Иногда на них можно было встретить и вот такого «конька-горбунька».

    Первые мотодрезины в Советском Союзе стали производить в Калуге в 50-ых гг. Назывались они «Пионер». Их быстро оценили по достоинству. Проверить состояние путей, доставить ремонтников на нужный участок — все это можно было сделать и на маленькой мотодрезине. И необязательно было задействовать большой мотовоз. При этом экономились и средства, и подвижной состав.

    Но и местные жители не остались равнодушными к этому нововведению. Что может быть лучше, чем мотодрезина, если нужно сгонять на выходных в лес по грибы, по ягоды или вывезти заготовленный в тайге кедровый орех? Наши «Кулибины» быстро научились собирать свои похожии транспортные средства. Обычно в движение они приводились при помощи мотоциклетного мотора, а то и вовсе двигателем от бензопилы «Урал». В честь заводского прототипа такие дрезины-самоделки получили название «Пионерка».

.

14Мотодрезина «Пионерка» на Аксеновской УЖД. 1965 год.

 

    Дата: 1980-ые гг.

    Автор: неизвестен

    Это строение стало первым трехэтажным зданием в Усть-Ишиме. В 1969 году эта школа впервые распахнула свои двери для учеников. Просторная и светлая новая школа соответствовала всем тогдашним требованиям. Однако и он не смогла вместить всех усть-ишимских учеников. Поэтому начальные классы все-таки остались в старом деревянном здании.

.

14Усть-Ишимская средняя школа. 80-ые гг.

 

     Апрель 2020 г. 

    Старая баня на берегу речки Крушинка.

     Автор: Голубев А.

   Раньше в банях не только мылись, но и стирали белье. Поэтому, чтобы не бегать далеко с коромыслом и ведрами по воду, их ставили поближе к берегу. Пользовалось такой баней обычно несколько семей по очереди. Еще лет 70 назад до десятка таких бань было разбросано по берегу Крушинки вдоль улиц Советская, Делегатская и Береговая (Победы), а теперь — эта, по-видимому, последняя из оставшихся. С прокладкой водопровода, таскание воды перестало быть обременительным трудом и бани стали ставить поближе к дому. К тому же, в советское время многие предпочитали ходить в общественную баню, где и билет копеечный, и парилка лучше.

   По остаткам резьбы на окошках, видно, что мастер вложил в это строение много труда, но сейчас оно уже несколько десятков лет, как заброшено. Баня покосилась и с одной стороны уже вросла в землю едва ли не по самую крышу. А внутри жители окрестных домов завалили ее мусором по самые окна. Увы, превращение в помойку — судьба всех усть-ишимских заброшек.

bana 2020Старая баня на берегу речки Крушинка. Фото 2020 года.

 

     1970 год.

     Название: Пристань Усть-Ишим

     Автор: неизвестен.

     Красивое деревянное здание с решетчатыми арками на берегу Иртыша долгие годы встречало и провожало устьишимцев путешествующих водным транспортом. По правую руку в нем размещалась билетная касса, а слева находился зал ожидания где пассажиры коротали время до прибытия своего катера или парохода. Даже когда в 80-ых гг. прошлого века было построено новое современное здание речного вокзала, это строение убирать не стали. Оно служило этакой символической границей Усть-Ишима. Те кто постарше еще должен помнить это чувство, когда сойдя с «Восхода» или «Ракеты» поднимаешься на берег и лишь пройдя под аркой понимаешь: «Вот ты и дома...».

     Данное фото сделано в 1970 году. Над аркой легко читается вывеска «Министерство речного флота РСФСР Иртышское ордена Трудового Красного Знамени речное пароходство ПРИСТАНЬ Усть-Ишим». Еще нет никакого асфальта, лишь сплошной бревенчатый накат по которому к пристани подъезжали автомобили. Ну и, конечно, деревянный тротуар для пешеходов — типично усть-ишимская деталь, так умилявшая прибывающих в село горожан. Все как будто кричало о том, что ты прибыл столицу лесной промышленности области.

     Есть на этом фото еще одна интересная деталь, если посмотреть сквозь арку, то на противоположном берегу Иртыша можно увидеть несколько деревянным домиков. Это, так называемый, поселок бакенщиков. Сейчас о нем мало кто помнит, а ведь когда-то (до 60-ых гг.) он даже считался отдельным населенным пунктом.

     Здание пристани пережило развал Усть-Ишимского речного порта в 90-ые гг., но в начале нынешнего века бесхозное деревянное строение было снесено по требованию пожарной охраны. Сейчас лишь торчащий из земли фундамент указывает на место где оно когда-то стояло.

 

pristan ust iszymПристань Усть-Ишим 1970 год.

 

     1933 год.

     Название: Пароход "Красный путь" на пристани Усть-Ишим;

     Автор: неизвестен.

   

     Как пелось в одной песне: Провожают пароходы совсем не так, как поезда». Может именно из-за такого трепетного отношения к кораблям людям так нравилось их фотографировать. Данное фото сделано в Усть-Ишиме почти 90 лет назад в 1933 году. Интересно оно лишь тем, что это самая старая «пейзажная» фотография райцентра хранящаяся в нашем музее. На ней изображена усть-ишимская пристань с причалившим пароходом. Хотя пристани как таковой еще не существовало. Судно просто «притулилось» боком к берегу. Видны перекинутые на него трапы и груда сваленных на берегу холщовых мешков. С первого взгляда в глаза бросается сам пароход. На кожухе его колеса четко читается название «Красный путь».

     Это грузо-пассажирское судно было построено еще до революции в 1901 году в Тюмени на верфи купца 1-ой гильдии Плотникова для нужд его Торгового дома. Первоначально пароход получил имя в честь своего владельца - «Михаил Плотников», но после окончания Гражданской войны был переименован в «Красный путь». Под эти названием он и трудился на Оби, Иртыше и их притоках. Уже позднее, в 40-ых гг. его снова переименовали на сей раз в «Ворошиловск». Больше полувека ходило это судно по сибирским рекам. В последние годы перед списанием «Ворошиловск» служил плавучим Домом отдыха. В 1957 году старый пароход был распилен на металл в Новосибирске.

 

parohod 1933Пароход "Красный путь" на пристани Усть-Ишим. 1933 год.

 

     1949 год

     Название: Поликлиника Усть-Ишимской районной больницы

     Автор: неизвестен

     Первая усть-ишимская поликлиника помещалась вот в таком небольшом деревянном строении. Дату съемки легко узнать по наглядной агитации, которой в советское время любили украшать общественные здания. На одном из транспарантов можно прочесть надпись: «Да здравствует 32 годовщина Великой Октябрьской социалистической революции!». То есть это 1949 год.

     В конце 50-ых гг поликлиника переехала в более просторное специально построенное для нее деревянное здание на улице Больничной. Затем, уже в начале 80-ых, снова переехала, но уже в кирпичное строение, которое частично еще сохранилось… Получается, что нынешняя поликлиника, под которую отдали здание бывшего детского отделения, уже четвертая в этом списке.

poliklinika 49Поликлиника Усть-Ишимской районной больницы (фото 1949 г.)

 

     1960-ее гг. 

     Название: Паромная переправа через Ишим.

     Автор: неизвестен

    Единственный мост через Ишим в нашем районе был построен только в 1996 году, а до этого транспорт мог пересечь эту реку было только на пароме. Многие еще помнят паромную переправу в районе АБЗ, но это фото намного старше. На нем изображена переправа в поселке Затон (теперь улица Краснофлотская). Фото сделано с правого берега с видом на Усть-Ишим и устье реки Крушинка. Если присмотреться, то можно увидеть Дом Советов (районная администрация) и здание Никольской церкви уже переделанное под кинотеатр «Север».

paromПаромная переправа через Ишим. Фото 60-ых гг.

 

     1960-ее гг. 

     Название: Усть-Ишимский Дом Советов.

     Автор: неизвестен

    Многие слышали легенду, что современное здание Усть-Ишимской районной администрации построено на месте старого кладбища, и нужно сказать, что слухи эти абсолютно правдивы. В XVIII — нач ХХ вв. здесь располагалось церковное кладбище. Последние достоверно известные захоронения проводились на нем в ноябре 1919 года, когда там похоронили Кароя Балога и нескольких красноармейцев, погибших при освобождении Усть-Ишима от колчаковцев. Но в советское время кладбище использовать перестали и оно постепенно заросло, а само это место стали называть «садом».

    В 40-ых гг. на месте сада началось строительство Дома Советов. Деревья выпилили, а остатки кладбища спихнули тракторами в речку Крушинка, где местные мальчишки еще долго удили рыбу, стоя на каменных плитах с высеченными на них крестами и надписями с дореформенной орфографией.

    Здание строилось в виде буквы «Н» - два крыла с отдельными входами, соединенные между собой переходом. Два крыла олицетворяли две ветви власти: партийную и исполнительную. Однако, кроме райкома партии и райисполкома в новом строении разместились и другие учреждения райцентра: архив, ЗАГС, редакция районной газеты и прочие.

    Строители потрудились на славу. Здание вышло просторным и светлым. А чего только стоят точеные снегозадержатели на крыше! Ну и, конечно, нельзя не отметить шикарный деревянный забор. Увы, сейчас уже таких не делают. Жаль, что большая часть этой красоты давно утрачена, но само здание, несмотря на почтенный для деревянного строения возраст, служит людям до сих пор.

dom sovetovУсть-Ишимский Дом Советов. Фото 60-ых гг.

 

     Нач. 50-ых гг. ХХ в.

     Название: Вид на улицу Советская со стороны Иртыша

     Автор: Дюрягин Максим Николаевич (1903-1962).

    Облепившие край косогора старые деревянные домики, помнящие еще Гражданскую войну, забор с пряслами из березовых жердей, одинокая женщина с ведрами на коромысле, спешащая к реке по воду… Такую картину Вы могли бы увидеть еще каких-нибудь 70 лет назад если бы посмотрели с Иртыша на центральную улицу Усть-Ишима. Единственное кирпичное здание на фото — это машинно тракторная станция, она же бывшая церковь, построенная еще до революции. По этому же зданию, кстати, фотография и датируется — куполов на храме уже нет, но верхняя часть самого храма, как и тридцатиметровая колокольня, еще на месте, что соответствует середине — второй половине 50-ых годов.

 

14Вид на улицу Советская со стороны Иртыша. Фото нач. 50-ых гг. ХХ в.

 

     Нач. 50-ых гг. ХХ в.

     Название: Усть-Ишимская школа

     Автор: Дюрягин Максим Николаевич (1903-1962).

    До революции в Усть-Ишиме имелись церковно-приходская школа и сельское училище министерства народного просвещения, где местных ребят учили грамоте и счету, не бесплатно, конечно. Новая же власть, взявшая курс на тотальную грамотность населения, к школам имела особо трепетное отношение. Если раньше ученики ютились в приспособленных строениях, то это здание, построенное в 1932 году, стало первой настоящей усть-ишимской школой, возведенной по всем тогдашним правилам: с большими окнами, светлыми просторными учебными классами, столовой и даже с небольшим спортзалом. Улицу по которой ученики ходили в школу, естественно, назвали Школьная. Сейчас это самый центр Усть-Ишима, но тогда школу строили на пустыре за селом. Дальше были лишь небольшие поля да рямовое болото за ними.

    Не одно поколение устьишимцев помнят деревянные стены этого здания. Более полувека оно встречало и провожало своих учеников. Даже когда в 1969 году была построена новая трехэтажная школа, в старом здании остались младшие классы. За свою дальнейшую историю оно успело побывать и детским садом и спортивной школой… Сейчас же оно полностью отдано детской школе искусств. Так что, вся его история, так или иначе, связанна с детьми.

 

усть ишимская школа 50 ые ггjpgУсть-Ишимская школа. Фото нач. 50-ых гг. ХХ в.

 

     Нач. 50-ых гг. ХХ в.

     Название: оселок Гортоп

     Автор: Дюрягин Максим Николаевич (1903-1962).

     Стоял когда-то возле села Никольск поселок со странным названием Гортоп. Хотя, если разобраться, ничего странного в его имени нет. Гортоп — это всего лишь аббревиатура от «городской топливный пункт». Поселков с таким названием в нашей стране было множество. Даже у нас в районе их было несколько. И как нетрудно догадаться, целью существования таких населенных пунктов была заготовка и хранение топлива для городов. В те давние времена, основным топливом для котельных и печей городских жителей служили дрова. Лес для них заготавливали в лесу, затем по дорогам-ледянкам стаскивали к Иртышу, а с началом судоходства, грузили на баржи и отправляли в далекий Омск.

     Поселок жил крепко. Был в нем свой клуб и два магазина с ОРСовским снабжением: продуктовый и промтоварный. В 1953 году в Гортопе проживало 589 человек. Для сравнения в соседнем Никольске (тогда он еще назывался Новоникольск), где находился сельский Совет проживало всего 284 человека, т.е. в два раза меньше.

     Но время шло, города все больше потребляли угля и все меньше дров. В конце концов систему гортопов ликвидировали. Но поселок не исчез. В нем расположился лесопункт Усть-Ишимского леспромхоза, благодаря чему поселок Гортоп просуществовал еще много лет. Но в 70-ых гг. прошлого века закрыли и лесопункт.

     Поселок умер не сразу. Еще несколько лет он пытался цепляться за жизнь. Далеко не все его жители хотели покидать обжитое место. Но обстоятельства были сильнее их. Часть жителей перевезли в другие поселки леспромхоза, остальные же уехали кто в Усть-Ишим, кто в ближний Никольск. Последний раз Гортоп упоминается в 1979 году, когда в нем еще проживало 15 человек. А в следующем 1980 году поселок уже не значится в списках населенных пунктов Усть-Ишимского района...

     С тех пор прошло больше сорока лет. Многие еще помнят Гортоп. Живы те люди, что родились в нем и считают его своей родиной. Но сам поселок, стоявший в живописном месте у подножия Никольских гор, - исчез.

gortopПоселок Гортоп. Фото сер. 50-ых гг. ХХ в.

 

     Нач. 50-ых гг. ХХ в.

     Название: Вид на улицу Больничная со улицы Горького

     Автор: Дюрягин Максим Николаевич (1903-1962).

    Своя больница появилась в Усть-Ишиме только в 1893 году. Хотя собственно лечебный пункт появился здесь еще за пару лет до этого. Был тут и свой фельдшер, подчинявшийся тарскому сельскому врачу, а вот лечебных корпусов не было. Однако, в начале 90-ых гг. XIX в. Тарский уезд активно заселялся переселенцами из европейской России. Основным средством передвижения здесь тогда уже были пароходы. Вот на этих-то пароходах и ехали в наши края крестьяне-переселенцы. Ехали в условиях ужасной скученности и еще более ужасной антисанитарии. Неудивительно, что в таких условиях на судах часто возникали вспышки заболеваний. Заболевших просто снимали с парохода на ближайшей пристани, нередко уже в виде трупов. Ну а после эпидемии холеры 1892 года, завезенной в Тобольскую губернию переселенцами, власти обязали граждан-пароходовладельцев в районе каждой крупной пристани возвести на собственные средства помещения для размещения больных. Так в 1893 году в селе Усть-Ишимском были построены два лечебных корпуса и несколько хозяйственных построек.

    Общая вместимость Усть-Ишимской больницы составляла тогда 5-10 койкомест. Такой разброс связан с тем, что зимой отапливался только один корпус, а второй - «холодный», работал только в период навигации на Иртыше, когда заполняемость больницы была максимальность.

    Конечно от тех строений сейчас ничего на осталось, а то, что изображено на прилагаемом фото — это усть-ишимский больничный городок 50-ых гг. Фото сделано Дюрягиным М.Н. со стороны улицы Горького.

 

14Вид на улицу Больничная со стороны улицы Горького. Фото нач. 50-ых гг. ХХ в.

 

Опубликовано в "Огнях Иртыша" в 1972 году №55

Название: Клятва вождю

Автор: Фатеев В.А. 

 

rajkom 1

 

     1957 г.

     Название: Новая электростанция в селе Усть-Ишим

     Автор: Шашкин В.

    Фото было опубликовано в районной газете «Северная правда» №38 от 29 марта 1957 г.

    Сейчас Усть-Ишим получает электроэнергию из централизованной сети, но были времена, когда наше село само обеспечивало себя электричеством. Первоначально каждое предприятие имело свою небольшую генераторную, но 65 лет назад, в 1957 году на берегу реки Крушинки, в районе улице Делегатской, было построено деревянное здание Усть-Ишимской электростанции, в котором разместились два газогенераторных локомобиля, работавших на дровах и снабжавших электроэнергией весь райцентр. Воду для охлаждения агрегатов брали прямо из Крушинки, а отработанная теплая вода по желобу спускалась обратно в речку. Летом под этим желобом так любила плескаться местная детвора.

    С годами потребление электричества селом росло и тех 110 киловатт, что вырабатывала эта станция, стало не хватать. Поэтому в конце 1969 года недалеко от нее было возведено новое кирпичное здание на два дизеля по 800 лошадиных сил каждый. А старое деревянное строение разобрали и сейчас только остатки фундамента на берегу указывают на место, где оно когда-то стояло.

 

elektrostancyja 57Новая электростанция в селе Усть-Ишим. Фото 1957 года.