arisaka

    Фонд Усть-Ишимского музея пополнился очередным интересным экспонатом. На первый взгляд, выглядит он, как обломок старого охотничьего ножа длинной 20 см, но клинок этот был выкован очень далеко от наших краев, в горнах островной империи восходящего солнца.

    Найден он был еще весной на одном из огородов в старой части Усть-Ишима. Наличие долов (желобков), намекало на военное предназначение клинка, а малая ширина лезвия (всего 24 мм) при общей массивности и прямой спинке говорило, что это не рубящее оружие (сабля или палаш), а скорее колющее. Вероятнее всего - штык-нож. Но по степени сохранности клинку было не менее ста лет, а в Советском союзе первые штык-ножи появились только перед Великой Отечественной. До этого же, на вооружении и Красной и Русской Императорской армий стояли игольчатые четырехгранные штыки. Попытки найти аналогии в вооружении европейских стран-участниц Первой Мировой войны не увенчались успехом. К всех австрийских немецких, итальянских, французских и пр. винтовок, штык-ножи имели характерную форму клинка со скосом спинки к концу. А у этого - прямая спинка тянулась до самого кончика, придавая ему необычную для колющего оружия форму “кухонного ножа”. Лишь когда дело дошло до просмотра оружия Императорской армии Японии, стало ясно - перед нами пришелец с Дальнего Востока.

    Как известно, у русских была винтовка Мосина, эта знаменитая “трехлинейка”, принятая на вооружение в далеком 1891 году оставалась основным оружием русского солдата до 1945 года. Но и у японцев был свой оружейный “долгожитель” - винтовка разработанная полковником Нариакэ Арисака и принятая на вооружение Императорской армии Японии в 1897 году. После того, как этим двум винтовкам довелось повоевать друг против друга в 1904-1905 гг. на полях русско-японской войны, сказать по чести не в нашу пользу, японцы модернизировали это оружие и в таком виде винтовка Арисака прослужила до самого поражения островной империи в 1945 году. Именно фрагмент штыка от этой винтовки и был найден в нашем селе.

    Но как японское оружие оказалось в таежной сибирской глуши? Первой на ум приходит мысль, что штык был привезен нам как трофей после русско-японской или советско-японской войн. Полность исключать такую возможность нельзя, но оказалось, что и без этого у “Арисак” в России богатая история…

    Шел август 1914 года. Первая Мировая война набирала обороты. В Российской империи провели мобилизацию в результате которой “под ружье” встало почти четыре миллиона человек… И оказалось, что по крайней мере 7% из них нечем вооружить! Банально не хватает винтовок… Все русские заводы вместе взятые выпускали в начале войны только 44 тыс. “мосинок” в месяц при потребности в 200 тыс. И никакая мобилизация слабой российской промышленности не могла восполнить винтовочный голод. Помощи от союзников в этом вопросе ждать не приходилось, они сами испытывали подобный недостаток и спешно наращивали их производство. В этих условиях пришлось идти на отчаянные меры, идти на поклон к вчерашнему врагу…

    В русском генштабе посчитали, что после поражений в Маньчжурии, в японских руках могло оказаться до 100 тыс. русских винтовок. Их то и решено было выкупить у самураев. Но русских ждало разочарование, все трофейные мосинки давно были пущены победителями на переплавку. Однако, японская сторона предложила продать России 35 тыс. винтовок до того предназначавшихся для вооружения мексиканской армии и 23 мил. патронов к ним. Так на вооружении Русской Императорской армии появились первые “Арисаки”.

riaСолдаты Русской Императорской армии на переднем плане видны составленные в пирамиду винтовки Арисака

    35 тыс винтовок хватило на вооружение двух дивизий, но это никак не решало проблему. Поэтому из Петрограда в Токио летели все новые и новые просьбы о продаже оружия. Японцы умело пользовались сложившейся ситуацией. Понимая что России выбирать не приходится, они продали ей со складов винтовки первой, устаревшей модификации и просроченные патроны к ним, затем в обмен на обещание продать еще винтовок добились согласия поддержать ее территориальные претензии к Китаю… Российская империя была согласна на все. Рассматривалась даже возможность передачи Японии южной части КВЖД, но до этого дело не дошло.

    Русских интересовали не только винтовки и патроны, например в конце 1915 года они закупили в Японии миллион лопат и 200 тыс. топоров. На фронте не хватало даже этого! Золотые рубли за поставки рекой потекли в японские банки и рачительные японцы использовали эти средства на модернизацию своих военных заводов.

    Наконец к 1916 году страны Антанты восполнили свою нехватку в вооружении и напуганные “Великим отступлением” русских армий, когда казалось вот-вот и Россия будет окончательно разгромлена, они начали поставки ей своего стрелкового оружия. Во франции закупались винтовки Гра и Лебеля, в Италии - Веттерли, в США - Винчестера. Все они поступили на вооружение Русской Императорской армии. Каждая модель винтовки требовала для себя отдельного патрона, что конечно не добавляло порядка в общий бардак. Всего с начала войны и до февральской революции Россия произвела 3,3 миллиона своих винтовок, а закупила за границей 3,7 миллиона, больше четверти из которых - японские. Появились целые дивизии вооруженные только винтовками Арисака. В армии их так и называли - “японские дивизии”.

celyjЦелый штык-нож с ножнами

    После прихода к власти большевиков, много японских винтовок досталось Советскому правительству и пошло на вооружение Красной армии. С другой стороны, правительством Колчака было заключено соглашение с японцами о поставке в его армию 50 тысяч “Арисак” ежемесячно в обмен на средства из хранившегося у него золотого запаса Российской империи. Так что вполне возможно, что в боях за Усть-Ишим осенью 1919 года японские винтовки были в руках как у белых, так и у красных. А найденный здесь обломок штыка, как раз служит нам напоминанием о тех трагических событиях.

    Кстати, Советский Союз учел печальный опыт Первой Мировой войны. Даже в самые сложные моменты Великой Отечественной ничего похожего на “винтовочный коллапс” царской армии в РККА и близко не было.

You have no rights to post comments