статьи

KHolera

    Людям свойственно идеализировать прошлое. И трава-то раньше была зеленее, и реки чище, и пища полезней. Хорошее помнится долго, а плохое мы стараемся поскорее забыть. Так уж устроена человеческая память. Но, как говорится, из песни слов не выкинешь. В истории Усть-Ишима хватало и неприятных и даже страшных событий. Одно из них как раз происходило 130 лет назад, когда в наших краях произошла вспышка заболевания такими опасными заболеваниями, как оспа и холера.

    Оспа. Эта болезнь сейчас практически полностью забыта. Но до введения поголовной вакцинации на протяжении тысяч лет оспа, наряду с чумой, являлась одним из главных бичей человечества. Ее эпидемии уносили миллионы жизней. Перепутать оспу с другим заболеванием трудно даже несведущему человеку: больного бьет в лихорадке а тело его покрывается ужасными пустулами заполненными гноем. Смертность среди заболевших порой достигала 90%, а те же кто выживал в лучшем случае на всю жизнь оставались обезображенными оспенными рубцами, в худшем — еще и теряли зрение.

    Сейчас уже нельзя сказать кто и откуда в 1892 году занес этот вирус на территорию Слободчиковской волости (к которой в то время относился Усть-Ишим), но в том же году оспа была замечена во многих частях Тобольской губернии. Первой известной жертвой этой болезни в наших краях стала двухлетняя Дарья Куликова из Утускуна. Согласно метрической книге Усть-Ишимской церкви девочка умерла 20 января. Дальше из Утускуна болезнь распространилась по окрестным деревням. Проследить ее распространение можно по метрическим книгам церквей. Приход Усть-Ишимской церкви в ту пору был небольшим и кроме самого Усть-Ишима и уже упомянутого Утускуна включал Красноярку, Аксеново и только недавно появившийся переселенческий поселок Петровский. Больше всего от оспы пострадали соседние Утускун и Красноярка, где с января по июль умерло по 11 человек. Всего же в Усть-Ишимском приходе жертвами этой болезни стали более 30 человек. Все они — дети, самому старшему из которых было 10 лет. Об умерших взрослых — не сообщается. Видимо, обладая более крепким, по сравнению с детьми, иммунитетом взрослые хоть и болели, но выживали.

smert darja kulikovaЗапись о смерти Дарьи Куликовой из Утускуна - первой умершей от оспы.

    В соседнем Слободчиковском приходе дела обстояли не лучше. Так только за один день крестьянин деревни Игиза Степан Горлов лишился сразу трех сыновей: Георгия, Измаила и Леонтия.

    Лишь летом заболеваемость пошла на спад. Последний ребенок умер от Оспы в Красноярке в июле месяце. Но на этом беды не закончились. Уже 2 августа в Усть-Ишиме сразу три человека умерли от другого опасного заболевания — Холеры.

    Зародившись за несколько лет до этого в далеком Египте, эпидемия холеры через черноморские порты проникла в Россию и распространилась по всей империи. В 1892 году переселенцы, направляющиеся в Сибирь в поисках лучшей жизни, донесли ее и до Тобольской губернии. В ту пору основным средством передвижения на большие расстояния в наших краях были пароходы. Вот на них-то в ужасной тесноте и еще боле ужасной антисанитарии и добирались поселенцы до отведенных им земель. Нужно ли объяснять, что в таких условиях болезнь расцвела пышным цветом. Умерших в пути просто сгружали на ближайшей пристани. Такая пристань была и Усть-Ишиме. И вскоре заболевшие появились и среди местных жителей.

    Так в начале августа в метрической книге Усть-ишимской церкви в графе «от чего умер» впервые появляется запись: «от холеры». Причем, как я уже писал, в этот день в Усть-Ишиме умерло сразу три человека: дочь переселенца из Пермской губернии Христиния Егорова 18-ти лет, тоже восемнадцатилетний сын известного усть-ишимского торговца, ученик Тоболькой семинарии Иван Сыромятников, приехавший домой на каникулы и крестьянская дочь Елизавета Мокринская 16-ти лет от роду.

    Сколько всего людей умерло в Усть-Ишимском приходе в тот год — неизвестно, так как метрическая книга сохранилась не полностью. Но только в августе их было семеро. Наверняка еще больше их было среди детей, которым вряд ли кто-то ставил диагноз. Так как причиной смерти при холере является обезвоживание, то писали просто: «умер от поноса». А таких детей было больше двадцати. А еще нужно учесть, что это метрическая книга православной церкви, а значит в нее не попали татары-мусульмане проживающие на этой территории и ссыльные поляки-католики, которых тоже здесь было немало. Так что цифру умерших можно смело увеличить в два раза.

1892 umerszyje ot holeryПервые умершие от холеры в Усть-Ишиме.

    Тогда, 130 лет назад, больше всего пострадали дети. В XIX веке и в хорошие-то года детская смертность была очень высокой. Обычно до возраста, когда можно было самому вступать в брак и заводить детей, доживало чуть больше трети от родившихся. Но, благодаря высокой рождаемости, население неуклонно росло. Однако, в 1892 году в Усть-Ишимском приходе родилось 62 ребенка, а умерло 122 человека из которых больше 80-ти были детьми до 15 лет. Никогда до этого наши края не видели такой убыли населения. Усть-Ишимским церковнослужителям в тот год даже не хватило типографских листов для записи умерших и им пришлось использовать обычную бумагу, разлиновывая ее вручную.

    Весь следующий 1893 год в Усть-Ишиме продолжали хоронить жертв эпидемии. Но среди них уже не было местных жителей. Наученные горьким опытом, устьишимцы избегали приезжих как огня. И, видимо, это сработало. Все умершие были переселенцами из всех уголков европейской части Российской империи. По тогдашним порядкам, умершего обязательно нужно было отпеть. А так как в Усть-Ишиме кроме пристани имелась еще и церковь, то здесь тела умерших в пути спускали с пароходов или зимой снимали с проходящих через село подвод и, после совершения обряда, захоранивали. Хоронить умерших от эпидемии на обычном кладбище запрещалось. Так в Усть-Ишиме появилось отдельное «холерное» кладбище. Кроме холеры переселенцы умирали от тифа, «от истощения».... Дети гибли от скарлатины и кори… В общем, ничего не скажешь, «веселые» были времена.

    Конечно развитие медицины, тотальная вакцинация населения и соблюдение элементарных норм гигиены сделали свое дело — оспа считается полностью побежденной, а холера редко вырывается за пределы бедных стран Африки и Азии. Так что подобное в нашей истории вряд ли повторится. Конечно с нашей медициной сейчас не все в порядке, но прежде чем роптать на нее, вспомните сначала о тех временах, когда у нас ее совсем не было.

cerkovЗдание бывшей усть-ишимской церкви. Фото нач. 50-ых гг.

 

    Еще в XVII в. в Ишимском острожке ( будущем Усть-Ишиме) существовала часовня освященная во имя святого Николая Чудотворца, но в 1752 году митрополит Тобольский и Сибирский повелел поставить на Ишимском устье церковь. Руководить строительством довелось священнику Михаилу Соболеву сосланному сюда за провинности из города Ишима. Тот при строительстве решил «сэкономить» и просто перестроить уже имевшуюся часовню. Старую часовню разобрали, перенесли на более «угожее» место, пристроили к ней алтарь и 23 февраля (12 февраля по старому стилю) 1753 года освятили уже как церковь. Так как часовня и до этого уже была ветхой, ничего хорошего из такой задумки не получилось. К тому же в следующем 1754 году в «новой» церкви случился пожар еще больше повредивший это строение. Священник Алексей Петухов в 1769 году так описывал церковь в которой ему приходилось служить:

    «А оная церковь ныне уже весьма пришла в ветхость ибо в 754 году от внезапного случая загоралась и от того немало повредилась и ныне стоит извне огорела черна и северная стена подперта слегами в коей священнослужение с нуждою и справляем, потому что в летнее время от дождей бывает немалая течь.»

 

sobolev podpisПодптсь первого усть-ишимского священника Михаила Соболева. 1753 год.

 

    Из-за такого плачевного состояния здания практически сразу встал вопрос о строительстве новой церкви. Тем не менее первая усть-ишимская церковь простояла 20 лет пока в 1773 году не было построено другое здание, а старое разобрали на дрова.

    Новое здание тоже было деревянным и погибло в огне пожара в 1775 году. В 1802 году была освящена третья усть-ишимская церковь. Ей повезло больше предыдущих, она простояла более сорока лет и сгорела только в 1844 году. Четвертая по счету здание поставило рекорд по долгожительству среди усть-ишимских деревянных церквей, оно просуществовало до 1908 года, когда… нет не сгорело, а было разобрано за ненадобностью, так как в Усть-Ишиме построили новый каменный храм.

    Вот и получается, что современное здание Свято-Никольского храма, которое, хоть и изрядно потрепанное, но все же дошло до наших дней — это уже пятая по счету усть-ишимская церковь.

arisaka

    Фонд Усть-Ишимского музея пополнился очередным интересным экспонатом. На первый взгляд, выглядит он, как обломок старого охотничьего ножа длинной 20 см, но клинок этот был выкован очень далеко от наших краев, в горнах островной империи восходящего солнца.

    Найден он был еще весной на одном из огородов в старой части Усть-Ишима. Наличие долов (желобков), намекало на военное предназначение клинка, а малая ширина лезвия (всего 24 мм) при общей массивности и прямой спинке говорило, что это не рубящее оружие (сабля или палаш), а скорее колющее. Вероятнее всего - штык-нож. Но по степени сохранности клинку было не менее ста лет, а в Советском союзе первые штык-ножи появились только перед Великой Отечественной. До этого же, на вооружении и Красной и Русской Императорской армий стояли игольчатые четырехгранные штыки. Попытки найти аналогии в вооружении европейских стран-участниц Первой Мировой войны не увенчались успехом. К всех австрийских немецких, итальянских, французских и пр. винтовок, штык-ножи имели характерную форму клинка со скосом спинки к концу. А у этого - прямая спинка тянулась до самого кончика, придавая ему необычную для колющего оружия форму “кухонного ножа”. Лишь когда дело дошло до просмотра оружия Императорской армии Японии, стало ясно - перед нами пришелец с Дальнего Востока.

    (26.04.1948 — 29.06.1969)

    Жизнь Александра Грязнова мало, чем отличалась от жизней тысяч других советских парней 60-ых. Родился он 26 апреля 1948 года в селе Загваздино. Здесь же в 1963 году закончил 7 классов и пошел работать в колхоз имени Орджоникидзе трактористом. В 1963-64 годах отучился в профтехучилище, а в мае 66 года был призван в ряды Советской армии. Отслужив год и уволившись из армии, он не вернулся в родное село, а поступил на службу в Усть-Ишимский отдел внутренних дел. И хотя он успел проработать там не многим больше года в памяти устьишимцев он остался именно как милиционер до последнего верный долгу. За короткий срок службы он успел зарекомендовать себе как исполнительный и дисциплинированный сотрудник. Инициативный и добивающийся в работе высоких результатов.

УКМ 2838 50groszy

 

    Месяц назад довелось мне держать в руках одну занимательную вещичку — очередную монету, извлеченную на белый свет из глубин обширных усть-ишимских огородов. На сей раз счастье улыбнулось В.П. Шнайдеру проживающему по улице Советской, напротив милиции. Вроде бы ничего особенного: никелевая монета весом 5 граммов. Удивительно другое - ее происхождение. На аверсе (лицевой стороне) ясно читались латинские буквы «RZECZPOSPOLITA POLSKA 1923», на реверсе (оборотной стороне) - «50 GROSZY» Согласитесь неожиданно встретить в Усть-Ишиме иностранный денежный знак, к тому же давно вышедший из обращения у себя на родине. И встретить не в альбоме коллекционера-нумизмата, а вот так вот запросто, вскапывая огород.

    Я спросил у Владимира Павловича: «Были ли еще подобные находки?». Но в ответ он показал мне лишь две монеты советского периода: серебряный полтинник 1925 и никелевые 20 копеек 1933 годов. Как же эта «иностранная гостья» оказалась в нашей глубинке, за тысячи километров от родной Польши?

    Пришлось залезть в польские нумизматические каталоги (хорошо, что в студенчестве увлекался польским языком). Монета в каталоге отыскалась довольно быстро: 50 грошей 1923 года. На аверсе: польский орел, вокруг которого и помещена уже знакомая надпись «РЕСПУБЛИКА ПОЛЬСКАЯ 1923», а над лапами орла две маленькие буковки «WJ» (инициалы автора проекта монеты Войцеха Ястребовского); на реверсе: венок из дубовых листьев, внутри которого помещен номинал монеты — 50 ГРОШЕЙ; гурт (ребро) — гладкий.

    Однако родиной ее оказалась не Польша. Эти монеты чеканились по заказу польского правительства сразу в трех городах: в Вене (Австрия), Утрехте (Нидерланды) и Ле Локле (Швейцария). Общий тираж монеты составил аж 100 миллионов штук. В обращение такие монеты находились с 1924 по 1939 год.

    В сентябре 1939 года войска фашистской Германии вторглись в Польшу и меньше чем за месяц, сломив сопротивление польских войск, оккупировали большую ее часть, превратив в свое генерал-губернаторство. Оккупационное немецкое правительство тоже чеканило такую монету, только не из дорогого никеля, а из дешевого железа лишь покрытого тонким слоем никеля. Да и год на таких монетах ставился - предвоенный 1938.

    Каталоги рассказали многое, но они не поведали (да и не могли), как эта монета оказалась в наших краях. Об этом можно лишь строить догадки, и все же с огромной долей уверенности можно утверждать, что виной этому Вторая мировая война.

    Возможно было так... В том же сентябре 1939 года с целью «ограничить зону немецкой оккупации» советские войска вошли на территорию Восточной Польши. В результате Западная Украина и Западная Белоруссия были присоединены к СССР. Тысячи поляков проживавшие на этих территория, как чужеродный элемент были высланы в Сибирь. Проживали они в том числе и в Усть-Ишимском районе. Может быть это кто-то из них взял с собой эту монетку, как память о родине?

    А вот вторая версия. 1944 год. Советские войска наступают на запад. Прямой путь на Берлин лежит через оккупированную врагом Польшу. Здесь-то кто-то из красноармейцев и подобрал чужестранную денежку, а после окончания войны и демобилизации привез сувенир на родину.

    Как было на самом деле теперь, конечно, не дознаться, но воистину, пути денег неисповедимы: быть отчеканенной в Западной Европе, служить в Польше и под конец оказаться в далеком сибирском селе... Вот ведь как бывает.

 

Сентябрь 2010 г.